Подходы к оценке эффективности наставничества воспитанников детских домов
Научная статья
Выражение признательности
Работа выполнена в рамках государственного задания Института стратегических исследований ГБНУ «Академия наук Республики Башкортостан» на 2025 г.
Для цитирования
Столь А. В. Подходы к оценке эффективности наставничества воспитанников детских домов // Петербургская социология сегодня. 2025. № 27. С. 88-100. DOI: https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-27.wp4c-9q22 EDN: TIXSJM
Аннотация
У воспитанников детских домов кроме учителей и воспитателей, тренеров зачастую нет взрослого, выполняющего роль старшего друга, в отношениях с которым была бы близость, интересное общение, стабильные отношения, с которым можно чувствовать себя в безопасности. Для восполнения этого дефицита реализуются проекты наставничества. В основном эти проекты ведутся некоммерческими организациями, существующими на пожертвования и гранты. Для реализации социальных некоммерческих проектов на основе гранатового финансирования при подаче заявки необходимо обосновать эффективность проекта. Помимо описания важности наставника — старшего друга подопечного из детского дома (младшего друга), целесообразно определить и апробировать походы к оценке влияния наставничества на развитие детей с получением количественно измеримых показателей. В данной работе проводится обзор социологических исследований о наставничестве для воспитанников детских домов, обсуждается опыт использования психометрических методов оценки динамики изменений детей. Делается вывод, что сочетание социологических и психологических методов может быть основой для оценки эффективности наставничества и служить инструментом повышения эффективности сопровождения пар в проектах наставничества.
Ключевые слова:
дети без попечения родителей, детский дом, наставник, наставничество, НКО, благотворительный фонд, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ),, инвалидность, социологический опрос, жизненная среда
Литература
Как измерить благополучие детей в российских регионах: Методические материалы / И. Е. Калабихина, О. В. Кучмаева, З. Г. Казбекова [и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «МАКС Пресс», 2023. — 98 с. —
Попов Е. А. Социальные функции наставников для выпускников детских домов (на примере Новосибирска) // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2023. — № 3. — С. 564–578. — DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-3-564-578.
Скорик Е. А. Влияние среды интернатного учреждения на психоэмоциональное развитие детей // Российский психологический журнал. — 2013. — Т. 10, № 4. — С. 47–54.
Столь А. В., Столь А. Б. Влияние наставников на жизненную среду воспитанников детских домов: социологическое исследование проекта «Наставничество» // Society and Security Insights. —2024. — Т. 7, № 3. — С. 127–147.
Центр полевых исследований, Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ. Российский индекс детского благополучия — 2022: результаты исследования в Республике Башкортостан. [Электронный ресурс]. — URL: https://cwb-index.fondtimchenko.ru/respublika-bashkortostan/ (дата обращения: 12.03.2025).
Чернова Ж. В., Шпаковская Л. Л. Путевка в жизнь: Социологические эссе об образовании, классовом неравенстве и социальном исключении в России. — СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023. — 224 с.
Попов Е. А. Социальные функции наставников для выпускников детских домов (на примере Новосибирска) // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2023. — № 3. — С. 564–578. — DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-3-564-578.
Скорик Е. А. Влияние среды интернатного учреждения на психоэмоциональное развитие детей // Российский психологический журнал. — 2013. — Т. 10, № 4. — С. 47–54.
Столь А. В., Столь А. Б. Влияние наставников на жизненную среду воспитанников детских домов: социологическое исследование проекта «Наставничество» // Society and Security Insights. —2024. — Т. 7, № 3. — С. 127–147.
Центр полевых исследований, Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ. Российский индекс детского благополучия — 2022: результаты исследования в Республике Башкортостан. [Электронный ресурс]. — URL: https://cwb-index.fondtimchenko.ru/respublika-bashkortostan/ (дата обращения: 12.03.2025).
Чернова Ж. В., Шпаковская Л. Л. Путевка в жизнь: Социологические эссе об образовании, классовом неравенстве и социальном исключении в России. — СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023. — 224 с.

Статья
Поступила: 21.03.2025
Опубликована: 07.05.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Столь, А. В. (2025). Подходы к оценке эффективности наставничества воспитанников детских домов. Петербургская социология сегодня, (27), 88-100. https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-27.wp4c-9q22
Раздел
ИНДИВИД, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО