Подходы к оценке эффективности наставничества воспитанников детских домов

Научная статья
  • Анна Викторовна Столь Институт стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан, Уфа, Россия stolav@isi-rb.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-9528-2893
    Elibrary Author_id 856983
    SPIN 6643-9050
    ResearchID AAM-5848-2020
Выражение признательности
Работа выполнена в рамках государственного задания Института стратегических исследований ГБНУ «Академия наук Республики Башкортостан» на 2025 г.
Для цитирования
Столь А. В. Подходы к оценке эффективности наставничества воспитанников детских домов // Петербургская социология сегодня. 2025. № 27. С. 88-100. DOI: https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-27.wp4c-9q22 EDN: TIXSJM

Аннотация

У воспитанников детских домов кроме учителей и воспитателей, тренеров зачастую нет взрослого, выполняющего роль старшего друга, в отношениях с которым была бы близость, интересное общение, стабильные отношения, с которым можно чувствовать себя в безопасности. Для восполнения этого дефицита реализуются проекты наставничества. В основном эти проекты ведутся некоммерческими организациями, существующими на пожертвования и гранты. Для реализации социальных некоммерческих проектов на основе гранатового финансирования при подаче заявки необходимо обосновать эффективность проекта. Помимо описания важности наставника — старшего друга подопечного из детского дома (младшего друга), целесообразно определить и апробировать походы к оценке влияния наставничества на развитие детей с получением количественно измеримых показателей. В данной работе проводится обзор социологических исследований о наставничестве для воспитанников детских домов, обсуждается опыт использования психометрических методов оценки динамики изменений детей. Делается вывод, что сочетание социологических и психологических методов может быть основой для оценки эффективности наставничества и служить инструментом повышения эффективности сопровождения пар в проектах наставничества.
Ключевые слова:
дети без попечения родителей, детский дом, наставник, наставничество, НКО, благотворительный фонд, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ),, инвалидность, социологический опрос, жизненная среда

Биография автора

Анна Викторовна Столь, Институт стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан, Уфа, Россия
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Научный центр изучения социального развития региона

Литература

Как измерить благополучие детей в российских регионах: Методические материалы / И. Е. Калабихина, О. В. Кучмаева, З. Г. Казбекова [и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «МАКС Пресс», 2023. — 98 с. —

Попов Е. А. Социальные функции наставников для выпускников детских домов (на примере Новосибирска) // Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2023. — № 3. — С. 564–578. — DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-3-564-578.

Скорик Е. А. Влияние среды интернатного учреждения на психоэмоциональное развитие детей // Российский психологический журнал. — 2013. — Т. 10, № 4. — С. 47–54.

Столь А. В., Столь А. Б. Влияние наставников на жизненную среду воспитанников детских домов: социологическое исследование проекта «Наставничество» // Society and Security Insights. —2024. — Т. 7, № 3. — С. 127–147.

Центр полевых исследований, Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ. Российский индекс детского благополучия — 2022: результаты исследования в Республике Башкортостан. [Электронный ресурс]. — URL: https://cwb-index.fondtimchenko.ru/respublika-bashkortostan/ (дата обращения: 12.03.2025).

Чернова Ж. В., Шпаковская Л. Л. Путевка в жизнь: Социологические эссе об образовании, классовом неравенстве и социальном исключении в России. — СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023. — 224 с.
Статья

Поступила: 21.03.2025

Опубликована: 07.05.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Столь, А. В. (2025). Подходы к оценке эффективности наставничества воспитанников детских домов. Петербургская социология сегодня, (27), 88-100. https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-27.wp4c-9q22
Раздел
ИНДИВИД, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО