Гендерные предубеждения в художественной критике в России в XXI веке
Научная статья
Для цитирования
Бухарова А. С. Гендерные предубеждения в художественной критике в России в XXI веке // Петербургская социология сегодня. 2025. № 27. С. 14-40. DOI: https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-27.m1xh-8n24 EDN: HOCTDF
Аннотация
Анализ научной литературы показывает, что культурный капитал определяет социальное положение человека в поле культурного производства, включая сферу искусства. В контексте художественного производства и критики культурный капитал влияет на то, как люди оценивают и интерпретируют произведения художников. В некоторых работах доказано наличие гендерных предубеждений в художественной сфере, которые проявляются в репрезентации, оценивании, карьерных возможностях в области искусства, а также в различиях в социальных ожиданиях в отношении художников в зависимости от их гендера. В фокусе исследования — изучение того, существует ли разница в том, как люди пишут критику о работах художниц и художников, особенно учитывая тот факт, что в России на эту тему проведено не так много исследований. Данные для анализа включают рецензии из публикаций в художественных журналах и публикации на платформе Telegram. Для исследования различий в рецензиях был использован текстовый анализ и статистические тесты. Оценивались используемые критиками слова, количество написанных рецензий, передаваемая в них тональность, тематическое моделирование, а также то, как эти факторы зависят от гендера художника и типа медиаплатформы, на которой были опубликованы рецензии. Результаты показали существование гендерного неравенства в художественной критике в России — о художницах-женщинах написано меньше ревью, и длина отзывов меньше по сравнению с ревью, написанными о художниках-мужчинах. Также важный результат был выявлен о разнице между журналами и Телеграм-каналами (традиционное печатное медиа в сравнении с онлайн-платформами с более неформальным обсуждением и менее структурной критикой). Анализ показал, что о женщинах пишут больше в Телеграм-каналах, чем в журналах.
Ключевые слова:
гендерное неравенство, исследование культуры, поле искусства, критика искусства, текстовый анализ
Литература
Чао Ч. Арт-феминизм в контексте современного искусства // StudNet. — 2020. — Т. 3, № 3. — С. 9–13.
Максунова А. А. Понятие современного искусства: определение, социальные институты, направления // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Studis historica juvenum. — 2018. — № 1 (14). — С. 315–322.
Armstrong C. L. The influence of reporter gender on source selection in newspaper stories // Journalism & Mass Communication Quarterly. — 2004. — Vol. 81, no. 1. — Р. 139–154.
Berkers P., Verboord M., Weij F. “These Critics (Still) Don’t Write Enough about Women Artists” Gender Inequality in the Newspaper Coverage of Arts and Culture in France, Germany, the Netherlands, and the United States, 1955–2005 // Gender & Society. — 2016. — Vol. 30, no. 3. — Р. 515–539.
Bourdieu P. The field of cultural production: Essays on art and literature. — New York: Columbia University Press, 1993. — 332 p.
Bourdieu P. Distinction. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984. — 613 p.
Braden L. E. From the Armory to academia: Careers and reputations of early modern artists in the United States // Poetics. — 2009. — Vol. 37, no. 5-6. — Р. 439–455.
Conor B., Gill R., Taylor S. Gender and creative labour // The sociological review. — 2015. — Vol. 63, no. 1, suppl. — Р. 1–22.
Deepwell K. Art criticism and the state of feminist art criticism // Arts. — MDPI. — 2020. — Vol. 9, no. 1. — Р. 1–50.
Dumais S. A. Cultural capital, gender, and school success: The role of habitus // Sociology of education. — 2002. — Vol. 75, no. 1. — Р. 44–68.
Feigenbaum A. ‘Some guy designed this room I’m standing in': marking gender in press coverage of Ani DiFranco // Popular music. — 2005. — Vol. 24, no. 1. — Р. 37–56.
Flisbäck M., Lindström S. Work-family conflict among professional visual artists in Sweden: Gender differences in the influence of parenting and household responsibilities // Nordisk kulturpolitisk tidsskrift. — 2014. — Vol. 16, no. 2. — Р. 239–267.
Ginis K., Stewart S. E., Kronborg L. Gender and artistic creativity: The perspectives and experiences of eminent female visual artists // The Journal of Creative Behavior. — 2023. — Vol. 57, no. 4. — Р. 622–649.
Mangani A. Media bias against women in music: an empirical analysis of Italian music magazines // Economia Politica. — 2021. — Vol. 38, no. 2. — Р. 657–676.
Miller D. L. Symbolic capital and gender: Evidence from two cultural fields // Cultural Sociology. — 2014. — Vol. 8, no. 4. — Р. 462–482.
Miller D. L. Gender and the artist archetype: Understanding gender inequality in artistic careers // Sociology Compass. — 2016. — Vol. 10, no. 2. — Р. 119–131.
Nemser C. Art criticism and women artists // Journal of Aesthetic Education. — 1973. — Vol. 7, no. 3. — Р. 73–83.
Nochlin, L. Why have there been no great women artists? // Jones A. (ed.). The Feminism and Visual Culture Reader. — New York: Routledge, 1971. — Р. 229–233.
Roose H., Roose W., Daenekindt S. Trends in contemporary art discourse: Using topic models to analyze 25 years of professional art criticism // Cultural Sociology. — 2018. — Vol. 12, no. 3. — Р. 303–324.
Verboord M. Cultural products go online: Comparing the internet and print media on distributions of gender, genre and commercial success // Poetics. — 2011. — Vol. 39, no. 5. — P. 404–422.
White H. C., White C. A. Canvases and careers: Institutional change in the French painting world. — Chicago: University of Chicago Press, 1965. — 173 p.
Максунова А. А. Понятие современного искусства: определение, социальные институты, направления // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Studis historica juvenum. — 2018. — № 1 (14). — С. 315–322.
Armstrong C. L. The influence of reporter gender on source selection in newspaper stories // Journalism & Mass Communication Quarterly. — 2004. — Vol. 81, no. 1. — Р. 139–154.
Berkers P., Verboord M., Weij F. “These Critics (Still) Don’t Write Enough about Women Artists” Gender Inequality in the Newspaper Coverage of Arts and Culture in France, Germany, the Netherlands, and the United States, 1955–2005 // Gender & Society. — 2016. — Vol. 30, no. 3. — Р. 515–539.
Bourdieu P. The field of cultural production: Essays on art and literature. — New York: Columbia University Press, 1993. — 332 p.
Bourdieu P. Distinction. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1984. — 613 p.
Braden L. E. From the Armory to academia: Careers and reputations of early modern artists in the United States // Poetics. — 2009. — Vol. 37, no. 5-6. — Р. 439–455.
Conor B., Gill R., Taylor S. Gender and creative labour // The sociological review. — 2015. — Vol. 63, no. 1, suppl. — Р. 1–22.
Deepwell K. Art criticism and the state of feminist art criticism // Arts. — MDPI. — 2020. — Vol. 9, no. 1. — Р. 1–50.
Dumais S. A. Cultural capital, gender, and school success: The role of habitus // Sociology of education. — 2002. — Vol. 75, no. 1. — Р. 44–68.
Feigenbaum A. ‘Some guy designed this room I’m standing in': marking gender in press coverage of Ani DiFranco // Popular music. — 2005. — Vol. 24, no. 1. — Р. 37–56.
Flisbäck M., Lindström S. Work-family conflict among professional visual artists in Sweden: Gender differences in the influence of parenting and household responsibilities // Nordisk kulturpolitisk tidsskrift. — 2014. — Vol. 16, no. 2. — Р. 239–267.
Ginis K., Stewart S. E., Kronborg L. Gender and artistic creativity: The perspectives and experiences of eminent female visual artists // The Journal of Creative Behavior. — 2023. — Vol. 57, no. 4. — Р. 622–649.
Mangani A. Media bias against women in music: an empirical analysis of Italian music magazines // Economia Politica. — 2021. — Vol. 38, no. 2. — Р. 657–676.
Miller D. L. Symbolic capital and gender: Evidence from two cultural fields // Cultural Sociology. — 2014. — Vol. 8, no. 4. — Р. 462–482.
Miller D. L. Gender and the artist archetype: Understanding gender inequality in artistic careers // Sociology Compass. — 2016. — Vol. 10, no. 2. — Р. 119–131.
Nemser C. Art criticism and women artists // Journal of Aesthetic Education. — 1973. — Vol. 7, no. 3. — Р. 73–83.
Nochlin, L. Why have there been no great women artists? // Jones A. (ed.). The Feminism and Visual Culture Reader. — New York: Routledge, 1971. — Р. 229–233.
Roose H., Roose W., Daenekindt S. Trends in contemporary art discourse: Using topic models to analyze 25 years of professional art criticism // Cultural Sociology. — 2018. — Vol. 12, no. 3. — Р. 303–324.
Verboord M. Cultural products go online: Comparing the internet and print media on distributions of gender, genre and commercial success // Poetics. — 2011. — Vol. 39, no. 5. — P. 404–422.
White H. C., White C. A. Canvases and careers: Institutional change in the French painting world. — Chicago: University of Chicago Press, 1965. — 173 p.

Статья
Поступила: 05.02.2025
Опубликована: 07.05.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Бухарова, А. С. (2025). Гендерные предубеждения в художественной критике в России в XXI веке. Петербургская социология сегодня, (27), 14-40. https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-27.m1xh-8n24
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ