Графический дизайн в оптике семиотики и понимающей социологии

Научная статья
  • Дмитрий Андреевич Потапов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия velikanovpotapov@yandex.ru
Для цитирования
Потапов Д. А. Графический дизайн в оптике семиотики и понимающей социологии // Петербургская социология сегодня. 2023. № 19. С. 49-59. DOI: https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-19.k3c3-4h79 EDN: FAOHNY

Аннотация

В статье анализируются особенности графического дизайна как особой формы, наделенной собственной абстрактной интерпретацией и внутренним смыслом. С этой точки зрения структурализм и понимающая социология позволяют исследователю понять, не только в чем заключается специфика семиотики или коммуникационного акта между автором графического символа и носителем этого символа, но и дает возможность исследователю понять, как символ способен влиять на те или иные действия носителей этих символов. В данной статье рассматриваются подходы, с помощью которых можно изучать графический дизайн, и как можно его интерпретировать, опираясь на структурные элементы графического символа, путем наложения структурализма и понимающей социологии.
Ключевые слова:
графический дизайн, графический символ, знак, структурализм, понимающая социология, интерпретация

Биография автора

Дмитрий Андреевич Потапов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
магистрант 2-го курса департамента социологии

Литература

Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. — М.: Академический проект, 2019.

Витгенштейн Л. Философские исследования / Пер. с нем. Л. Добросельского. — М.: АСТ, 2018.

Жердев Е. В. Семиотика дизайна: художественная смыслообразность: монография. — М.: Академический проект, 2021. — С. 14.

Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод: Пер. с англ. — 2-е изд., испр. — М.: Гуманитарный центр, 2008.

Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Сост. Р. Г. Григо¬рьева; предисл. С. М. Даниэля. — СПб.: Академический проект, 2002. — (Серия «Мир искусств»).

Мид Дж. Г. От жеста к символу // Американская социологическая мысль. — М.: Изд-во МГУ, 1994.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — С. 243. — (Серия «Мастера психологии»).

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Пер. с фр.; под ред., примеч. Р. И. Шор. — 3-е изд., стереотип. — М.: КомКнига, 2006.

Эко У. Роль читателя исследования по семиотике текста / Пер. с англ. и итал. С. Серебряного. — СПб.: Symposium; М.: РГГУ, 2005.

Burger T. Max Weber, interpretive sociology, and the sense of historical science: A positivistic conception of verstehen // The Sociological Quarterly. — 1977. — Vol. 18, No. 2. — P. 165-175.

Mead G. H. The Philosophy of the Act / Ed. by Ch. W. Morris, J. M. Brewster, A. M. Dunham, D. Miller. — Chicago: University of Chicago, 1938.

Меаd G. H. Mind, Self and Society. — Chicago, 1963.

Taylor L. Mourning Dress: A Costume and Social History. — N. Y: Routledge, 2009.
Статья

Опубликована: 09.04.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Потапов, Д. А. (2023). Графический дизайн в оптике семиотики и понимающей социологии. Петербургская социология сегодня, (19), 49-59. https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-19.k3c3-4h79
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ И ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРЫ