Геймерская маскулинность: восприятие норм мужественности киберспортсменами — студентами НИУ ВШЭ

Научная статья
  • Александр Григорьевич Мосеев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия agmoseev@edu.hse.ru
Для цитирования
Мосеев А. Г. Геймерская маскулинность: восприятие норм мужественности киберспортсменами — студентами НИУ ВШЭ // Петербургская социология сегодня. 2024. № 25. С. 85-105. DOI: https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-25.3q41-nq96 EDN: BLCUTX

Аннотация

Цель работы — изучить, как члены сообщества геймеров воспринимают нормы маскулинности. Для этого были проведены полуструктурированные интервью с членами клуба «HSE OTTERS». Выявлено, что респонденты следуют определенным нормам гегемонной маскулинности — ценят атлетичность, спортивный образ жизни, инициативность, решительность, ответственность, часто ассоциируют образ мужчины с образом лидера. Однако участники также позволяют себе быть эмоциональными и уязвимыми с близкими людьми, не соблюдая полностью эмоционально сдержанный образ жизни, предписываемый гегемонной маскулинностью. Участники признают, что женщины способны играть не хуже мужчин, и кроме как по голосу опознать игроков-женщин невозможно. Также участники сами не стесняются применять некоторые женские практики вроде использования косметических средств и применения женских аватаров и персонажей в игре.
Ключевые слова:
гейминг, маскулинность, восприятие маскулинности, нормы мужественности, киберспорт

Биография автора

Александр Григорьевич Мосеев, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
департамент социологии Санкт-Петербургской школы социальных наук

Литература

Берберова К. К. Социально-групповые особенности конструктов маскулинности в молодежной среде // Гуманитарий Юга России. — 2017. — Т. 6, № 4. — С. 71-78. — DOI: 10.23683/2227-8656.2017.4.6; EDN: ZGFMZB.

Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. Что такое «маскулинность»? Понятийные отмычки критических исследований мужчин и маскулинностей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2018. — № 6. — С. 48-73. — DOI: 10.14515/monitoring.2018.6.03; EDN: VWSALC.

Blackburn G., Scharrer E. Video game playing and beliefs about masculinity among male and female emerging adults // Sex Roles. — 2019. — No. 80. — P. 310-324. — DOI: 10.1007/s11199-018-0934-4.

Braithwaite A. It’s about ethics in games journalism? Gamergaters and geek masculinity // Social Media + Society. — 2016. — Vol. 2, no. 4.

Gaetan S., Brejard V., Bonnet A. Video games in adolescence and emotional functioning: Emotion regulation, emotion intensity, emotion expression, and alexithymia // Computers in Human Behavior. — 2016. — No. 61. — P. 344-349. — DOI: 10.1016/j.chb.2016.03.027.

Jansz J. The emotional appeal of violent video games for adolescent males // Communication theory. — 2005. — Vol. 15, no. 3. — P. 219-241. — DOI: 10.1111/ j.1468-2885.2005.tb00334.x.

Kowert R., Domahidi E., FestlR., Quandt T. Social gaming, lonely life? The impact of digital game play on adolescents ’ social circles // Computers in human behavior. — 2014. — No. 36. — P. 385-390. — DOI: 10.1016/j.chb.2014.04.003.

LevantR. F. The new psychology of men // Professional psychology: Research and practice. — 1996. — Vol. 27, no. 3. — P. 259. — DOI: 10.1037/07357028.27.3.259.

Maloney M., Roberts S., Caruso A. ‘Mmm... I love it, bro!’: Performances of masculinity in YouTube gaming // New Media & Society. — 2018. — Vol. 20, no. 5. — P. 1697-1714. — DOI: 10.1177/1461444817703368.

Moss-Racusin C. A., Phelan J. E., Rudman L. A. When men break the gender rules: status incongruity and backlash against modest men // Psychology of Men & Masculinity. — 2010. — Vol. 11, no. 2. — P. 140. — DOI: 10.1037/a0018093.

Nami S., Demir G. T. The Relationship between | Attitudes towards Digital Gaming and Sports // Turkish Online Journal of Educational Technology — TOJET. — 2020. — Vol. 19, no. 1. — P. 40-52.

Paafien B., Morgenroth T., Stratemeyer M. What is a true gamer? The male gamer stereotype and the marginalization of women in video game culture // Sex Roles. — 2017. — No. 76. — P. 421-435. — DOI: 10.1007/s11199-016-0678-y.

Schwalbe M., Wolkomir M. The masculine self as problem and resource in interview studies of men // Men and masculinities. — 2001. — Vol. 4, no. 1. — P. 90-103. — DOI: 10.1177/1097184X01004001005.

Thornham H. ‘It’s A Boy Thing”: Gaming, gender, and geeks // Feminist Media Studies. — 2008. — Vol. 8, no. 2. — P. 127-142. — DOI: 10.1080/14680770801980505.

Vandello J. A., Bosson J. K. Hard won and easily lost: A review and synthesis of theory and research on precarious manhood // Psychology of men & masculinity. — 2013. — Vol. 14, no. 2. — P. 101. — DOI: 10.1037/a0029826.

Way N., Cressen J., Bodian S., Preston J., Nelson J., Hughes D. “It might be nice to be a girl... Then you wouldn’t have to be emotionless”: Boys’ resistance to norms of masculinity during adolescence // Psychology of Men & Masculinity. — 2014. — Vol. 15, no. 3. — P. 241. — DOI: 10.1037/a0037262.

Wilhelm C. Gender role orientation and gaming behavior revisited: examining mediated and moderated effects // Information, Communication & Society. — 2018. — Vol. 21, no. 2. — P. 224-240. — DOI: 10.1080/1369118X.2016.1271902.
Статья

Поступила: 01.08.2023

Опубликована: 30.09.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Мосеев, А. Г. (2024). Геймерская маскулинность: восприятие норм мужественности киберспортсменами — студентами НИУ ВШЭ. Петербургская социология сегодня, (25), 85-105. https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-25.3q41-nq96
Раздел
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ