Стратегии коммуникации с аудиторией молодежных лайфстайл блогеров (на материале платформы YouTube)

Научная статья
  • Ольга Андреевна Федорова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия rretertum@mail.ru
  • Анна Вячеславовна Журавлева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия azhurav004@ya.ru
Для цитирования
Федорова О. А., Журавлева А. В. Стратегии коммуникации с аудиторией молодежных лайфстайл блогеров (на материале платформы YouTube) // Петербургская социология сегодня. 2024. № 24. С. 113-134. DOI: https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-24.jcab-y039 EDN: SYBIQO

Аннотация

Из многочисленных форматов видеоблогинга на площадке YouTube особый исследовательский интерес представляет лайфстайл, которому посвящена настоящая статья. Видео такого жанра представляют собой спонтанные монологи блогеров на бытовые темы, что приближает эту манеру речи к естественной. В статье рассмотрены методы вербальной коммуникации лайфстайл-блогеров с их аудиторией. Для исследования отобрано 42 видео со средней продолжительностью 20 минут. Изучаемые спикеры принадлежат к одной возрастной категории (15-25 лет) и имеют одну гендерную принадлежность (женщины). Нами были изучены особенности лингвистических портретов каждой из информанток, а также общие тенденции речи лайфстайл-блогеров. В результате проведенного анализа нам удалось выделить и описать пять типов коммуникации со зрителем, к которым прибегают лайфстайл-блогеры: «оптимистический», «остроумный», «наставнический», «профессиональный» и «хаотичный». «Оптимистический» тип характеризуется в первую очередь акцентом на комфорте зрителя, «остроумный» тип подразумевает склонность блогера самовыражаться через использование авторских речевых оборотов, «наставнический» тип ставит своей целью побуждение аудитории к действию, «профессиональному» типу свойственно особое внимание к передаче профессионального и житейского опыта зрителю, «хаотичный» тип отличается спонтанностью и отсутствием ярко выраженной цели высказывания. В ходе исследования удалось выяснить, что речь лайфстайл-блогеров имеет особые паттерны: каждый из спикеров относится к одному из перечисленных выше типов.
Ключевые слова:
коммуникация, видеоблогинг, лингвистический портрет, речь молодежи, лайфстайл, анализ дискурса

Биографии авторов

Ольга Андреевна Федорова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
студентка 2-го курса бакалавриата образовательной программы «Филология»
Анна Вячеславовна Журавлева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
студентка 2-го курса бакалавриата образовательной программы «Филология»

Литература

Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Азаров А. А. Специфика критического мышления российской молодежи в условиях цифровизации // Молодежь как субъект и объект политической жизни. — 2019. — № 1 (37). — С. 14-23.

Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В., Синяков А. В., Азаров А. А. Взаимосвязь ценностного и компетентностного выбора молодежи в условиях цифровизации: результаты всероссийского исследования (2018 г.) // Ценности и смыслы. — 2019. — № 2 (60). — С. 76-104.

Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. А. А. Киселевой. — 2-е изд., испр. — Харьков: Гуманитарный центр, 2008.

Каргаполова Е. В., Каргаполов С. В., Давыдова Ю. А., Дулина Н. В. Информационные компетенции молодежи в условиях цифровизации общества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2020. — Т. 13, № 3. — С. 193-210.

Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2006.

Diirscheid С., Stark E. Sms4 science: An International Corpus-Based Texting Project and the Specific Challenges for Multilingual Switzerland // Digital discourse: Language in the New Media / Ed. C. Thurlow, K. Mroczek. — New York: Oxford University Press, 2011. — P. 299-317.

Elsaesser T. Tales of Epiphany and Entropy: Around the Worlds in Eighty Clicks // The YouTube Reader / Ed. P. Snickars, P. Vonderau. — Lithuania: Logotipas, 2009. — P. 166-186.

Fairclough N. Discourse and Social Change. — Cambridge: Polity Press, 1992.

Fairclough N. Language and power. — Edinburgh: Longman, 1989.

Ferreiro A. The influence of social media in language change: Changes in vocabulary // Master’s Theses 2022. — URL: https://aquila.usm.edu/masters_theses/898 (access date: 15.06.2024).

Jones R., Chik A., Hafner C. Introduction: discourse analysis and digital practices // Discourse and Digital Practices / Ed. R. Jones, A. Chik, C. Hafne. — New York: Routledge, 2015. — P. 1-17.

Manovich L. The language of New Media. — London: The MIT Press, 2001.

Pereira S., Moura P., Fillol J. The YouTubers phenomenon: what makes YouTube stars so popular for young people? // J. Communication. — 2018. — Vol. 17. — P. 107-123.

Srithong N. Influences of YouTube advertising on young adults: a social identity perspective // Universidade de Santiago de Compostela 2018/2019. — URL: https:// minerva.usc.es/xmlui/bitstream/handle/10347/20185/Vilari%C3%B1o_%20 Ferreiro_Andrea.pdf?sequence=1&isAllowed=y (access date: 15.06.2024).

Zhang M. A critical discourse analysis of political news reports // Theory and Practice in Language Studies. — 2014. — Vol. 4, no. 11.
Статья

Опубликована: 05.04.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Федорова, О. А., & Журавлева, А. В. (2024). Стратегии коммуникации с аудиторией молодежных лайфстайл блогеров (на материале платформы YouTube). Петербургская социология сегодня, (24), 113-134. https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-24.jcab-y039
Раздел
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ