Деньги из воздуха: онлайн-курсы по достижению успеха как доверительные товары

Научная статья
  • Марина Витальевна Вишневская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия vvishnevski@gmail.com
  • Мария Борисовна Штернова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия maryshternova@mail.ru
  • Маргарита Игоревна Дудко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия margodudko@gmail.com
  • Камилла Тахирзяновна Галимзянова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия galimzyanova_kamilla@mail.ru
Выражение признательности
Выражаем благодарность Барсуковой Светлане Юрьевне за научное руководство и эмоциональную поддержку при написании данной работы.
Для цитирования
Вишневская М. В., Штернова М. Б., Дудко М. И., Галимзянова К. Т. Деньги из воздуха: онлайн-курсы по достижению успеха как доверительные товары // Петербургская социология сегодня. 2024. № 23. С. 57-76. DOI: https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-23.9wrq-jv65 EDN: NLJCNG

Аннотация

В работе представлен анализ феномена курсов по достижению денежного успеха как доверительных товаров. Популярность данных инфопродуктов сосуществует с отсутствием точных критериев оценки их эффективности, что актуализирует вопрос о формировании доверия к таким товарам. На основе анализа 21 интервью описан социальный механизм формирования доверия до, во время и после прохождения курсов по достижению денежного успеха. Выявлены основные мотивы участия в онлайн-курсах по достижению денежного успеха, причины выбора конкретного онлайн-курса, а также исследована роль социального окружения, продавцов курсов, сообщества участников и обратной связи в формировании доверия. Описана структура взаимодействия между участниками и продавцами и, наконец, выявлено, как участники определяют результативность курсов. Сделан вывод о комплексном взаимодействии факторов, влияющих на формирование доверия на каждом из этапов.
Ключевые слова:
доверительные товары, доверие, денежный успех, деньги, наставничество, онлайн-образование, лайф-коучинг, коммодификация

Биографии авторов

Марина Витальевна Вишневская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
студент
Мария Борисовна Штернова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
студент
Маргарита Игоревна Дудко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
студент
Камилла Тахирзяновна Галимзянова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
студент

Литература

Вебер М. Типы господства / Пер. с нем. А. Б. Рахманова // Личность. Культура. Общество. — 2008. — Т. 10, № 5-6. — С. 22-36.

Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. С. Г. Сорокиной; под общ. ред. В. В. Мотылевой. — М.: Прогресс, 1984. — 334 с.

Веселов Ю. В. Доверие в цифровом обществе // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.: Социология. — 2020. — Т. 13, № 2. — C. 129-143. — DOI: 10.21638/spbu12.2020.202.

Денежное мышление с Робертом Оксузяном [Электронный ресурс] // RobertOksuzyan [сайт]. — URL: https://robert-oksuzyan.ru/money (дата обращения: 03.10.2023).

Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения — М.: Наука, 1994. — 160 с.

Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни / Пер. М. И. Левина. — М.: Юрист, 1996. — С. 266-291.

Ионин Л. Г. Новая магическая эпоха // Логос. — 2005. — Т. 50, № 5. — С. 23-40.

Малиновский Б. К. Магия, наука и религия / Пер. с англ. А. П. Хомика. — М.: Академический проект, 2015. — 298 с.

Старк Д., Паис И. Алгоритмическое управление в экономике платформ / Пер. с англ. Н. В. Конрой // Экономическая социология. — 2021. — Т. 22, № 3. — С . 71-103.

Штейнберг И. Е. и др. Качественные методы. Полевые социологические исследования / Под ред. И. Штейнберга. — СПб.: Алетейя, 2009. — 352 c.

Штомпка П. Доверие — основа общества / Пер. с польск. Н. В. Морозовой. — М.: Логос, 2012. — 445 c.

Исследование российского рынка онлайн-образования [Электронный ресурс] // Нетология, TalentTech, Edmarket. — 2020. — URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_obrazovania_2020.pdf (дата обращения: 03.10.2023).

Российское общество и вызовы времени. Книга третья / М. К. Горшков и др.; под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. — М.: Весь Мир, 2016. — 424 с.

Рынок онлайн-образования ежегодно растет на 60% — исследование Ю Kassa и Нетологии [Электронный ресурс] // ЮМопеу [сайт]. — 2019. — 1 окт. — URL: https://yoomoney.ru/page?id=529525 (дата обращения: 03.10.2023).

Darby M. R., Karni E. Free Competition and the Optimal Amount of Fraud // The Journal of Law & Economics. — 1973. — Vol. 16, no. 1. — P 67-88.

George M. Seeking legitimacy: The professionalization of life coaching // Sociological Inquiry. — 2013. — Vol. 83, no. 2. — P 179-208.

Grant A. M. The impact of life coaching on goal attainment, metacognition and mental health // Social Behavior and Personality: An International Journal. — 2003. — Vol. 31, no. 3. — P. 253-264.

Makinen K. The individualization of class: a case of working life coaching // The Sociological Review. — 2014. — Vol. 62. — P. 821-842.

Nelson P. Information and Consumer Behavior // Journal of Political Economy. — 1970. — Vol. 78, no. 2. — P. 311-329.

Pagis M. Fashioning futures: Life coaching and the Self-Made identity paradox // Sociological Forum. — 2016. — Vol. 31, no. 4. — P. 1083-1103.
Статья

Опубликована: 05.04.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Вишневская, М. В., Штернова, М. Б., Дудко, М. И., & Галимзянова, К. Т. (2024). Деньги из воздуха: онлайн-курсы по достижению успеха как доверительные товары. Петербургская социология сегодня, (23), 57-76. https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-23.9wrq-jv65
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА