Деньги из воздуха: онлайн-курсы по достижению успеха как доверительные товары
Научная статья
Выражение признательности
Выражаем благодарность Барсуковой Светлане Юрьевне за научное руководство и эмоциональную поддержку при написании данной работы.
Для цитирования
Вишневская М. В., Штернова М. Б., Дудко М. И., Галимзянова К. Т. Деньги из воздуха: онлайн-курсы по достижению успеха как доверительные товары // Петербургская социология сегодня. 2024. № 23. С. 57-76. DOI: https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-23.9wrq-jv65 EDN: NLJCNG
Аннотация
В работе представлен анализ феномена курсов по достижению денежного успеха как доверительных товаров. Популярность данных инфопродуктов сосуществует с отсутствием точных критериев оценки их эффективности, что актуализирует вопрос о формировании доверия к таким товарам. На основе анализа 21 интервью описан социальный механизм формирования доверия до, во время и после прохождения курсов по достижению денежного успеха. Выявлены основные мотивы участия в онлайн-курсах по достижению денежного успеха, причины выбора конкретного онлайн-курса, а также исследована роль социального окружения, продавцов курсов, сообщества участников и обратной связи в формировании доверия. Описана структура взаимодействия между участниками и продавцами и, наконец, выявлено, как участники определяют результативность курсов. Сделан вывод о комплексном взаимодействии факторов, влияющих на формирование доверия на каждом из этапов.
Ключевые слова:
доверительные товары, доверие, денежный успех, деньги, наставничество, онлайн-образование, лайф-коучинг, коммодификация
Литература
Вебер М. Типы господства / Пер. с нем. А. Б. Рахманова // Личность. Культура. Общество. — 2008. — Т. 10, № 5-6. — С. 22-36.
Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. С. Г. Сорокиной; под общ. ред. В. В. Мотылевой. — М.: Прогресс, 1984. — 334 с.
Веселов Ю. В. Доверие в цифровом обществе // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.: Социология. — 2020. — Т. 13, № 2. — C. 129-143. — DOI: 10.21638/spbu12.2020.202.
Денежное мышление с Робертом Оксузяном [Электронный ресурс] // RobertOksuzyan [сайт]. — URL: https://robert-oksuzyan.ru/money (дата обращения: 03.10.2023).
Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения — М.: Наука, 1994. — 160 с.
Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни / Пер. М. И. Левина. — М.: Юрист, 1996. — С. 266-291.
Ионин Л. Г. Новая магическая эпоха // Логос. — 2005. — Т. 50, № 5. — С. 23-40.
Малиновский Б. К. Магия, наука и религия / Пер. с англ. А. П. Хомика. — М.: Академический проект, 2015. — 298 с.
Старк Д., Паис И. Алгоритмическое управление в экономике платформ / Пер. с англ. Н. В. Конрой // Экономическая социология. — 2021. — Т. 22, № 3. — С . 71-103.
Штейнберг И. Е. и др. Качественные методы. Полевые социологические исследования / Под ред. И. Штейнберга. — СПб.: Алетейя, 2009. — 352 c.
Штомпка П. Доверие — основа общества / Пер. с польск. Н. В. Морозовой. — М.: Логос, 2012. — 445 c.
Исследование российского рынка онлайн-образования [Электронный ресурс] // Нетология, TalentTech, Edmarket. — 2020. — URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_obrazovania_2020.pdf (дата обращения: 03.10.2023).
Российское общество и вызовы времени. Книга третья / М. К. Горшков и др.; под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. — М.: Весь Мир, 2016. — 424 с.
Рынок онлайн-образования ежегодно растет на 60% — исследование Ю Kassa и Нетологии [Электронный ресурс] // ЮМопеу [сайт]. — 2019. — 1 окт. — URL: https://yoomoney.ru/page?id=529525 (дата обращения: 03.10.2023).
Darby M. R., Karni E. Free Competition and the Optimal Amount of Fraud // The Journal of Law & Economics. — 1973. — Vol. 16, no. 1. — P 67-88.
George M. Seeking legitimacy: The professionalization of life coaching // Sociological Inquiry. — 2013. — Vol. 83, no. 2. — P 179-208.
Grant A. M. The impact of life coaching on goal attainment, metacognition and mental health // Social Behavior and Personality: An International Journal. — 2003. — Vol. 31, no. 3. — P. 253-264.
Makinen K. The individualization of class: a case of working life coaching // The Sociological Review. — 2014. — Vol. 62. — P. 821-842.
Nelson P. Information and Consumer Behavior // Journal of Political Economy. — 1970. — Vol. 78, no. 2. — P. 311-329.
Pagis M. Fashioning futures: Life coaching and the Self-Made identity paradox // Sociological Forum. — 2016. — Vol. 31, no. 4. — P. 1083-1103.
Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. С. Г. Сорокиной; под общ. ред. В. В. Мотылевой. — М.: Прогресс, 1984. — 334 с.
Веселов Ю. В. Доверие в цифровом обществе // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.: Социология. — 2020. — Т. 13, № 2. — C. 129-143. — DOI: 10.21638/spbu12.2020.202.
Денежное мышление с Робертом Оксузяном [Электронный ресурс] // RobertOksuzyan [сайт]. — URL: https://robert-oksuzyan.ru/money (дата обращения: 03.10.2023).
Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения — М.: Наука, 1994. — 160 с.
Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни / Пер. М. И. Левина. — М.: Юрист, 1996. — С. 266-291.
Ионин Л. Г. Новая магическая эпоха // Логос. — 2005. — Т. 50, № 5. — С. 23-40.
Малиновский Б. К. Магия, наука и религия / Пер. с англ. А. П. Хомика. — М.: Академический проект, 2015. — 298 с.
Старк Д., Паис И. Алгоритмическое управление в экономике платформ / Пер. с англ. Н. В. Конрой // Экономическая социология. — 2021. — Т. 22, № 3. — С . 71-103.
Штейнберг И. Е. и др. Качественные методы. Полевые социологические исследования / Под ред. И. Штейнберга. — СПб.: Алетейя, 2009. — 352 c.
Штомпка П. Доверие — основа общества / Пер. с польск. Н. В. Морозовой. — М.: Логос, 2012. — 445 c.
Исследование российского рынка онлайн-образования [Электронный ресурс] // Нетология, TalentTech, Edmarket. — 2020. — URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_obrazovania_2020.pdf (дата обращения: 03.10.2023).
Российское общество и вызовы времени. Книга третья / М. К. Горшков и др.; под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. — М.: Весь Мир, 2016. — 424 с.
Рынок онлайн-образования ежегодно растет на 60% — исследование Ю Kassa и Нетологии [Электронный ресурс] // ЮМопеу [сайт]. — 2019. — 1 окт. — URL: https://yoomoney.ru/page?id=529525 (дата обращения: 03.10.2023).
Darby M. R., Karni E. Free Competition and the Optimal Amount of Fraud // The Journal of Law & Economics. — 1973. — Vol. 16, no. 1. — P 67-88.
George M. Seeking legitimacy: The professionalization of life coaching // Sociological Inquiry. — 2013. — Vol. 83, no. 2. — P 179-208.
Grant A. M. The impact of life coaching on goal attainment, metacognition and mental health // Social Behavior and Personality: An International Journal. — 2003. — Vol. 31, no. 3. — P. 253-264.
Makinen K. The individualization of class: a case of working life coaching // The Sociological Review. — 2014. — Vol. 62. — P. 821-842.
Nelson P. Information and Consumer Behavior // Journal of Political Economy. — 1970. — Vol. 78, no. 2. — P. 311-329.
Pagis M. Fashioning futures: Life coaching and the Self-Made identity paradox // Sociological Forum. — 2016. — Vol. 31, no. 4. — P. 1083-1103.

Статья
Опубликована: 05.04.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Вишневская, М. В., Штернова, М. Б., Дудко, М. И., & Галимзянова, К. Т. (2024). Деньги из воздуха: онлайн-курсы по достижению успеха как доверительные товары. Петербургская социология сегодня, (23), 57-76. https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-23.9wrq-jv65
Раздел
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА